Кристина Валерьевна Корсакова
ГАОУ СПО «ЛМХПК», г. Лениногорск
Применение здоровьесберегающих технологий с целью обеспечения комфортных условий обучения, воспитания и развития
С введением ФГОС нового поколения перед учителем ставится задача овладеть как можно большими педагогическими технологиями, направленными на повышение эффективности образовательного процесса, способствующих воспитанию всесторонне развитой компетентной личности. Не стоит забывать, что помимо усовершенствования образовательного процесса, особое внимание стоит обратить на сохранение здоровья учащихся. Так как значительную часть дня учащиеся проводят в колледже, соответственно педагоги также должны заниматься их здоровьем, проводить профилактику заболеваний. В век информационных технологий невозможно представить образовательный процесс без использования компьютеров, тем более на уроках информатики. Персональные компьютеры учащимися используются повсеместно, как в образовательных учреждениях при обучении, так и при выполнении самостоятельных внеаудиторных работ, в личных целях для развлечения. Тем самым создаётся большая нагрузка на неокрепший детский организм. Одной из главных задач учителя объяснить учащимся о вреде чрезмерного пребывания за компьютером. Ведь всё новое не всегда приносит пользу, за это приходиться платить собственным здоровьем. На первом уроке учитель должен провести беседу о здоровом образе жизни, в которой обсуждаются негативные моменты, влияющие на здоровье учащихся; приводится статистика заболеваемости детей; рассматриваются заболевания, приобретаемые в процессе работы за компьютером; методы борьбы с последствиями; санитарные нормы и правила; требования эргономики при работе на компьютере. В завершении беседы проводится тестирование, с помощью которого учитель узнаёт о наличии компьютера у учащихся, время их пребывания за ПК и имеющимися гаджетами, их увлечения и интересы, мнение родителей на частое использование компьютера. Конечно, тестирование не даёт полной картины, но поможет педагогу выбрать правильное направление в работе по обеспечению и профилактики охраны здоровья и образовательного процесса в целом. Учитель должен объяснить не только положительные стороны использования информационно – технических средств, привить культуру работы за компьютером, включающей в себя рациональное их использование, но и включить учащегося в процесс своего здоровьесбережения.
Особое место в организации урока является правильная расстановка ПК в классе. В кабинете информатики компьютеры расставлены по периметру, причём учащиеся сидят лицом к учителю, учительский стол и доска располагается таким образом, что они находятся в поле зрения каждого учащегося, даже при работе за компьютером. Тем самым образуя «круглый стол». Это не только удобно для учащихся, ведь они могут совмещать работу за компьютером и видеть необходимую информацию с доски, но и не замечая для себя делают гимнастику для глаз, переключая своё внимание с компьютера вдаль, снимая напряжённость глаз. На своих уроках я стараюсь сочетать различные формы занятий, приёмы для концентрации внимания, ведь, как известно однотипное занятие приводит к быстрой утомляемости и потере интереса; происходит постоянная смена деятельности. Актуализация знаний, включающая опрос учащихся на знание ранее пройденного материала, проводится либо в устной форме, либо в письменной форме. С улучшением технической базы учебных заведений и использованием интерактивной доски, опрос учащихся не только упроститься, но и сделает его занимательным. Выполнение такого вида заданий воспринимается на эмоциональном уровне проще, нежели выход к доске с самостоятельным воспроизведением информации; снижается уровень стрессовых состояний у учащихся. Таким образом, опрос может быть сделан в игровой форме, раскрепощая детей, настраивая на позитивный учебный процесс, с сохранением дисциплины в группе. В зависимости от целей урока изучение нового материала может быть в виде лекции с использованием презентаций, видео – роликов или же иметь поисковый характер. Т.е структура урока должна сочетать различные виды деятельности, возможно чередование.
Продолжительность урока составляет 45 минут, уроки ставятся парой, между которыми пятиминутная перемена. На перемене запрещается работа с компьютером, обязателен выход с рабочего места и из аудитории для проветривания помещения. Тем самым частично решается проблема малой подвижности учащихся. Гиподинамия стала причиной многих детских заболеваний, в том числе искривление позвоночника, лишний вес, угнетённое эмоциональное состояние. Физкультминутки проводятся на 20 и 35 минуте. Необязательно делать гимнастику как на уроках физкультуры, достаточно выполнять специальные упражнения для глаз, для пальцев, для кистей рук. Если наблюдается повышенная усталость у мышц спины, учащиеся начинают «заваливаться» на парту, можно сделать наклоны вперёд – назад, выгибание спины, круговые движения плеч.
Таким образом, использование компьютеров на уроках повышает качество и эффективность образования, но необходимо помнить, что только при сохранении здоровья ребёнка можно получить высокий результат.
Литература:
- Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://pedsovet.su/load/43-1-0-25708 (дата обращения 11.11.2014)
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2002. - 181с.
- Урок информатики «Здоровьесберегающие технологии». Статьи Фестиваля «Открытый урок» [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/564124/ (дата обращения 12.11.2014)
Косолапова-Калиновская Оксана Львовна
ГАОУ СПО «Бугульминский строительно-технический колледж»
Применение технологии личностно-ориентированного обучения на занятиях по информатике, как одну из здоровьесберегающих технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого студента и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
· создание положительного эмоционального настроя на работу всех студентов в ходе занятия;
· использование проблемных творческих заданий;
· стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
· применение заданий, позволяющих студенту самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
· рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.
Личность превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому студенту, учесть индивидуальные особенности каждого, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Литература:
1. Аветисов Э.С. «Охрана зрения у детей.» – М.: «Медицина», 1975.
2. Вострокнутов И.Е. «Почему устают глаза при работе на компьютере.» ИНФО. – 2002, №1.
3. Степанов В. М., Лапина О. А., Макаровская А. П. «Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе.»
М.:«Модэк», 2000.
Интернет-ресурсы:
1. http://paravinasyzran.ucoz.ru/
2. http://www.lyceum36sar.ru/pages/p1/sred/stepanenko.htm
3. http://www.lyceum36sar.ru/pages/p1/sred/zablockaja.htm
4. http://www.openclass.ru/portfolios/33498
Сайфеева Римма Фанисовна
ГАОУ СПО БМТ, г. Бугульма
Психологические приемы, направленные на сохранение здоровья учащихся на уроке информатики
XXI век – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи. С появлением Интернета он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. Студентам уже трудно представить жизнь без компьютера. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократил время на подготовку домашних заданий. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни и закомплексованность. Ежедневная длительная работа за компьютером может вызвать повышенное утомление, раздражённость, расстройства сна, стресс. Поэтому проблема сохранения психологического здоровья является актуальной.
Цель: обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в техникуме.
Важным аспектом этой деятельности является создание комфортных условий обучения, направленных в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Главные задачи:
- формировать у студентов необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Использование здоровье сберегающих технологий в техникуме способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья учащихся.
Здоровье сберегающая среда в образовательном учреждении – это не только оздоровительные медицинские мероприятия, но и соответствующие возрасту учащихся нагрузки, и специально организованные занятия.
Здоровье сберегающие технологии включают в себя:
1. Соблюдение правил техники безопасности на уроке.
2. Соблюдение правил работы за компьютером.
3. Поведение физминуток и физпауз.
4. Использование специального программного обеспечение для контроля времени при работе на компьютере.
5. Проведение релаксации для снятия эмоционального напряжения
6. Использование пальминга для снятия напряжения с глаз.
В течение занятия педагог должен уметь распознавать начальные признаки утомления учащихся и предупреждать возникновение у них переутомления с симптоматикой нервно-психических расстройств. Для профилактики утомления учащихся, педагог должен переключить внимание с одного вида деятельности на другой, провести с группой физкультминутку, организовать эмоциональную разрядку и выполнить целый ряд действий, которые обозначены как здоровье сберегающие элементы. Исходя из этого, рассмотрим психологические приемы, способствующие сохранению здоровья учащихся на уроке информатики:
1. Каждое занятие начинать с дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения, особенно через нос, изменяют кровенаполнение сосудов головного мозга. Правильное дыхание усиливает поглощение кислорода, что в свою очередь улучшает координацию движений, повышает внимание, приносит успокоение, снимает психоэмоциональные стрессы, избавляет от усталости, тревожности, вызванной психофизическим и соматическим перенапряжением. Правильное дыхание — лучший отдых для тела.
Начало занятия - успокаивающее дыхание. Во время контрольной или самостоятельной работы использовать мобилизующее дыхание.
успокаивающее дыхание |
мобилизующее дыхание |
||||
4 с |
4 с |
2 с |
4 с |
2 с |
4 с |
4 с |
5 с |
2 с |
5 с |
2 с |
4 с |
4 с |
6 с |
2 с |
6 с |
2 с |
4 с |
2. Применение элементов цветотерапии - таблицы, схемы оформлять в разных цветах и на доске работать мелом разного цвета.
Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека – вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.
Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет всегда влияет на физическое состояние, жёлтый – на умственное, а голубой - на эмоции.
Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность учащихся будет выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
3. Видеоразминки для глаз.
4. Микропаузы при утомлении глаз:
- Смотреть прямо вдаль 2 – 3 секунды, перевести взгляд на кончик пальца перед глазами на расстояние 25 – 30 см и смотреть на него 2 – 3 секунды. Повторять 5 – 6 раз.
- Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6 – 8 раз.
- Быстро моргать в течение 10 – 12 секунд. Открыть глаза, отдыхать такое же время. Повторить 3 раза.
- Закрыть глаза, подушечками трёх пальцев рук слегка подавить на верхние веки. Спустя 2 – 3 секунды снять пальцы с век. Повторить 3 – 4 раза.
- Закрыть глаза, выполнить круговые движения глазными яблоками 10 – 15 секунд, открыть глаза, отдохнуть такое же время. Повторить 2 раза.
- Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью лёгких круговых движений пальца. Повторять в течение 20 – 30 секунд.
5. Применение элементов музыкотерапии. Во время занятий проводить музыкальные паузы. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.
6. Регуляция психического состояния – аудиомедитации.
7. Упражнения на координацию движений и психологическую разгрузку:
1. Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
2. Сидя, надо одновременно носками ног отбить: левой ногой два удара, правой – три удара. Хлопнуть в ладоши и тоже самое проделать, сменив ноги: левой – три удара, правой – два удара.
3. Сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
8. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
С позиции здоровье сбережения весь процесс обучения проходит в значительной степени эффективно, студенты получают знания без лишнего стресса, усталость возникает на последних минутах занятия.
Список литературы:
Электронные ресурсы:
- http://sledu.ru/docs/58200/index-11900.html.
- http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo
- http://www.uchportal.ru/load/101-1-0-33616
- http://festival.1september.ru/articles/627448
Шаймарданов Ренат Равилевич
ГАОУ СПО «Бугульминский аграрный колледж»,
г. Бугульма
Обеспечение комфортных условий обучения, воспитания и развития обучающихся на уроках информатики
Цель и задачи:
создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровье сберегающих психофизиологических навыков на уроках информатики.
Основные задачи учебной работы:
- формирование у обучающихся современного уровня знаний по предмету
- формирование навыков здорового образа жизни, гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Здоровьесбережение образовательного процесса осуществляется по следующим разделам и направлениям:
- поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна;
- физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки;
- создание психологически комфортной среды в процессе обучения;
- использование современных педагогических технологий в процессе обучения (в том числе здоровьесберегающих);
1. Обоснование статьи.
1.1. Описание проблемы.
Здоровье подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучащающихся.
Колледж как социальная среда, в которой подростки находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью обучающихся, характером эмоционального фона и другими факторами. Обучающемуся приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Таким образом, одной из актуальных практических задач колледжа является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды для обучающихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации подростков.
В решении этой задачи может помочь внедрение в образовательный процесс колледж коррекционно - развивающих пауз на уроках и новой обучающей, оздоровительной технологии игрового компонента посредством компьютерной техники.
2. Содержание
2.1. Содержание статьи.
Конечная цель: Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья подростков на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровье сберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Стараюсь достаточно часто менять виды работ обучающихся: опрос, тестирование, работа у доски, работа за ПК (выполнение практической работы).
Содержание уроков информатики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я.
Ожидаемые результаты.
После проведения уроков, в которых чередуется и вид деятельности учащихся, и способы преподнесения информации (зрительная, слуховая) с физкультурными паузами, я уверена перегрузок на уроке не будет. А создание благоприятной атмосферы в начале и в конце урока, через улыбку, будет способствовать хорошему настроению учащихся, как на самом уроке, так и после него.
Применение на уроках физкультминутки, которая повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность, будет способствовать хорошему темпу урока.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
- 5-25 минута – 80%
- 25-35 минута - 60-40%
- 35-45 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Литература
1. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. – М.: Сентябрь, 2009. – 160 с.
2. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. – Мн., 2010. – 288 с.
3. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Графф, 2009.
4. Вайнер Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды.: Методическое пособие. / Под ред. Э.Н. Вайнера. – М.: Просвещение, 2011. – 185 с.
5. Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. // Первое сентября: Информатика. – №34. – 2010. – 32 с.