Специальность 050501 Профессиональное обучение (110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства)
Квалификация: Мастер профессионального обучения, техник (повышенный уровень среднего профессионального образования)
Квалификационная
характеристика выпускника.
Выпускник
должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке
и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера
профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и
видов, а также к профессиональной деятельности в качестве специалиста среднего
звена по соответствующей специальности среднего профессионального образования
на предприятиях (организациях) различных организационно-правовых форм
собственности.
Основные
виды деятельности выпускника:
- учебно-воспитательная – осуществление целостного учебно- производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих): формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего); создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения; осуществление профессиональной ориентации обучающихся, личностно- ориентированного подхода в работе с ними;
- учебно-методическая – проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся); изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности:
- организационно-управленческая – организация учебно-производственного и воспитательного процесса, практики обучающихся: руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива - исполнителей; выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях; обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах; учет, отчетность и анализ учебной и производственной деятельности; производственно-технологическая (конструкторско-технологическая, опытно-экспериментальная и другие виды деятельности) .
Выпускник
должен
по
квалификации мастера профессионального обучения:
уметь:
- формировать и развивать профессиональные умения и навыки у обучаемых: проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;
- организовывать и осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий
- профессионального обучения и воспитания;
- обеспечивать связи теории с практикой;
- разрабатывать планирующую и учебно-методическую документацию по
- производственному обучению и практике обучающихся (студентов);
- формировать профессионально .важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работу;
- использовать достижения профессиональной педагогики и психологии при совершенствовании процесса профессионального обучения и воспитания обучающихся (студентов);
- пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой;
- разрабатывать планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест в учебно-производственных мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных базах;
- нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы, деятельность учебной группы с соблюдением правил безопасных условий труда и противопожарной защиты;
- вести учет, отчетность и на их основе проводить анализ, оценку и корректировку учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса и производства;
- внедрять инновационные технологии профессионального обучения, передового отечественного и международного опыта в профессионально-педагогической сфере ;
- применять в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные технологии, автоматизированные средства обучения и тренажерные комплексы;
знать:
- основополагающие документы Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств, Минобразования России и Минтруда России по вопросам кадровой политики и профессионального образования;
- государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);
- учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих):
- анатомию, возрастную физиологию и гигиену;
- общую и профессиональную психологию;
- общую и профессиональную педагогику;
- основы педагогического мастерства;
- методику профессионального обучения и воспитания;
- основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной дея тельности предприятия;
- средства информационных технологий и методы работы с ними;
- государственную систему метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы рыночной экономики и менеджмента;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
По
второй части квалификации - техник - требования к умениям и знаниям выпускника
устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по
специальности профиля подготовки.
1. Квалификационная характеристика выпускника.
В
результате освоения основной профессиональной образовательной программы
выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по эксплуатации,
техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования и автоматизации систем,
в качестве техника на сельскохозяйственных и других предприятиях различных форм
собственности.
2.
Основные виды деятельности техника:
Производственно-техническая – эксплуатация
и поддержание режимов работы и заданных параметров, электрифицированных и
автоматических систем управления технологических процессов, машин и установок;
техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт электрооборудования,
энергетических сельскохозяйственных установок, средств автоматики и связи,
контрольно-измерительных приборов, микропроцессорных средств и вычислительной
техники; ведение технической документации.
Организационно-управленческая – организация
работы коллектива исполнителей, принятие обоснованных управленческих решений;
планирование и организация производственных работ, выбор оптимальных решений
при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление
контроля качества выполняемых работ; участие в оценке экономической
эффективности производственной деятельности; обеспечение безопасности
труда и охраны окружающей среды на производственном участке.
3.
Выпускник должен уметь:
- руководить
трудовым коллективом производственного участка на предприятиях
различных форм собственности;
- организовывать работу по эффективной эксплуатации, техническому обслуживанию и
ремонту электрооборудования и автоматизированных систем;
- осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией электрооборудования,
технических средств автоматики;
- осуществлять контроль за соблюдением правил безопасности труда при выполнении
работ;
- разрабатывать мероприятия по охране труда и проводить инструктаж по технике
безопасности;
- принимать необходимые меры по использованию в работе современных технических
средств.
4.
Выпускник должен знать:
- назначение, устройство и принцип действия электрооборудования и
автоматизированных систем, используемых в растениеводстве и животноводстве;
- методы технического обслуживания и ремонта электрооборудования и
автоматизированных систем;
- способы эффективного их использования;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны окружающей природной среды