Квалификация: Мастер профессионального обучения, техник (повышенный уровень среднего профессионального образования)
Квалификационная
характеристика выпускника.
Выпускник
должен быть готов к профессиональной деятельности по подготовке, переподготовке
и повышению квалификации рабочих (служащих) в качестве мастера
профессионального обучения в образовательных учреждениях различных типов и видов,
а также к профессиональной деятельности в качестве специалиста среднего звена
по соответствующей специальности среднего профессионального образования на
предприятиях (организациях) различных организационно-правовых форм
собственности.
Основные
виды деятельности выпускника:
- учебно-воспитательная – осуществление целостного учебно- производственного процесса в соответствии с образовательной программой профессиональной подготовки рабочих (служащих): формирование личностных и профессиональных качеств будущего рабочего (служащего); создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального обучения; осуществление профессиональной ориентации обучающихся, личностно- ориентированного подхода в работе с ними;
- учебно-методическая – проектирование и разработка комплексного учебно-методического обеспечения процесса профессионального обучения и практики учащихся (обучающихся); изучение передового производственного опыта и инновационных образовательных технологий, использование их в учебно-воспитательной и производственной деятельности:
- организационно-управленческая – организация учебно-производственного и воспитательного процесса, практики обучающихся: руководство деятельностью учебной группы, производственного коллектива - исполнителей; выбор оптимальных решений в нестандартных педагогических и производственных ситуациях; обеспечение выполнения требований программы производственного обучения, техники безопасности и режима работы обучаемых в учебных мастерских и на производственных объектах; учет, отчетность и анализ учебной и производственной деятельности; производственно-технологическая (конструкторско-технологическая, опытно-экспериментальная и другие виды деятельности) .
Выпускник
должен
по
квалификации мастера профессионального обучения:
уметь:
- формировать и развивать профессиональные умения и навыки у обучаемых: проектировать (конструировать) занятия по профессиональной подготовке, воспитательную работу, несложные технические и дидактические средства обучения;
- организовывать и осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучаемых и на основе современных технологий
- профессионального обучения и воспитания;
- обеспечивать связи теории с практикой;
- разрабатывать планирующую и учебно-методическую документацию по
- производственному обучению и практике обучающихся (студентов);
- формировать профессионально .важные качества личности рабочего (служащего) и проводить профориентационную работу;
- использовать достижения профессиональной педагогики и психологии при совершенствовании процесса профессионального обучения и воспитания обучающихся (студентов);
- пользоваться нормативно-справочной, научно-технической, педагогической и учебно-методической литературой;
- разрабатывать планы размещения оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест в учебно-производственных мастерских, в учебных хозяйствах, на полигонах и других учебных базах;
- нормировать и организовывать производственные и учебно-производственные работы, деятельность учебной группы с соблюдением правил безопасных условий труда и противопожарной защиты;
- вести учет, отчетность и на их основе проводить анализ, оценку и корректировку учебно-производственной деятельности, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению эффективности образовательного процесса и производства;
- внедрять инновационные технологии профессионального обучения, передового отечественного и международного опыта в профессионально-педагогической сфере ;
- применять в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные технологии, автоматизированные средства обучения и тренажерные комплексы;
знать:
- основополагающие документы Правительства Российской Федерации, отраслевых министерств, Минобразования России и Минтруда России по вопросам кадровой политики и профессионального образования;
- государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования в части профессионального обучения и практики обучающихся (студентов);
- учебно-программную документацию подготовки рабочих (служащих):
- анатомию, возрастную физиологию и гигиену;
- общую и профессиональную психологию;
- общую и профессиональную педагогику;
- основы педагогического мастерства;
- методику профессионального обучения и воспитания;
- основные показатели и методы оценки производственно-хозяйственной дея тельности предприятия;
- средства информационных технологий и методы работы с ними;
- государственную систему метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы рыночной экономики и менеджмента;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
По
второй части квалификации - техник - требования к умениям и знаниям выпускника
устанавливаются согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по
специальности профиля подготовки.
1.
Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник
должен быть готов к профессиональной деятельности по техническому обслуживанию
и ремонту автомобильного транспорта в качестве техника на предприятиях и
организациях автотранспортного комплекса различных организационно-правовых форм
собственности, в научно-исследовательских, конструкторско-технологических
организациях, автотранспортных и авторемонтных предприятиях.
2. Основные виды деятельности техника:
- производственно-технологическая - техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и транспортного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; выбор узлов и агрегатов автомобиля для замены в процессе эксплуатации автомобильного транспорта; проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта; эффективное использование материалов, технологического оборудования предприятий; наладка и эксплуатация оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств; осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования; проведение стандартных и сертификационных испытаний; участие в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта транспорта и транспортного оборудования;
- организационно-управленческая - организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; организация безопасного ведения работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта; работа с клиентурой; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля качества работ; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности; выбор рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования; осуществление технического контроля продукции и услуг; обеспечение техники безопасности на производственном участке;
- конструкторско-технологическая - проектирование участков и цехов эксплуатационных и ремонтных автотранспортных предприятий; разработка конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспортных средств.
3. Выпускник должен знать:
- технологию технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;
- классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;
- методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности; основные положения действующей нормативной документации;
- основы организации деятельности предприятия и управления им;
- основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты;
- основы управления транспортом и транспортными средствами с учетом технических, финансовых и человеческих факторов.
4. Выпускник должен уметь:
- разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей;
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха;
- оценивать эффективность производственной деятельности;
- осуществлять технический контроль эксплуатируемого транспорта;
- организовывать свой труд;
- самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках профессиональной компетенции;
- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач, используя современные информационные технологии;
- владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации;
- анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке;
- управлять автомобилем.